Умные книжки, засветки фонарями, сбросы настроек глаза - хорошо. Практика - лучше!
Что есть из своей?
Вообще игры в данном случае стоит поделить на большие(БИ) и локальные.
Локальные - обычные вполне местные игры, когда известно достаточно точно количество противника, его позиции(хотя бы примерно), границы полигона в обозримой близости.
Большие - здесь кроме известной базы противника под боком может оказаться например его же патруль. Откуда и к кому придет подкрепление - непонятно, сколько именно противника противостоит тебе на данном участке - непонятно тоже.
И вот тут-то и начинаются "фонарные разницы".
На БИ фонарь зачастую во вред, особенно при штурме(в обороне, да мощный, да за укрытием - это да).
Почему? Потому что сильно демаскирует, в том числе и для того вражьего подразделения, которое находится вне штурмуемого объекта. Силы его могут быть значительны, по сравнению со штурмующими, и штурм может накрыться, не начавшись.
При штурме одним фонарем много не насветишь, а прожектора - как правило не мобильны. К тому же, можно легко и своих лишить основного ночью преимущества штурмующих - невидимость. Столь желанное при штурме объекта, оно доступно именно в темное время суток(ну или в дымах).
Ну и совсем наоборот для обороны. Тут светить можно и нужно, почему - легко додуматься самостоятельно.
Для встречного боя фонари скорее во вред, опять же, понятно почему.
Но это все про БИ.
А что про местные игры? Тут заметно по-другому.
Позиции противника - как правило, известны по сценарию. Состав противника - известен более чем, внезапных подкреплений, ударов с тыла - ожидать не приходится. Полигон знакомый. Спина своя прикрыта.
И вот тут-то, при штурме фонарь стремительно набирает свое значение.
Тактика использования. Уже не раз было сказано, что фонарь - это мишень.
Это достаточно легко преодолеть: во-первых, даже китайские ламповые фонари, на трех-четырех батареях Д-типа светят довольно далеко, плюс имеют возможность фокусировки луча. Этим-то и нужно пользоваться - светить надо издалека.
Фонарь при освещении держать как минимум на вытянутой руке, самому осветителю - находиться за укрытием.
Далее. Светит фонарь на всех, только вот штурмующим это ни к чему. К тому же привлекает на себя огонь противника, что опять-таки ни к чему штурмующим.
Отсюда следует - фонарь должен быть в стороне(было где-то в этой теме). Фонарщик смещается в сторону от рубежа атаки, и луч направлен тоже под углом к направлению движения штурмовой группы.
Короче, он им сбоку подсвечивает.
Движущаяся группа корректирует "огонь" осветителя на нужные места. При занятии рубежа осветитель выдвигается туда и так же продолжает подсвечивать штурмующим. Удобно светить с занятой возвышенности - при этом нужные участки освещаются хорошо, а сама группа - в тени, ниже луча.
Целеуказание фонаредержателю можно давать голосом, либо по радио, а еще удобнее - с помощью лазерной указки.
А вот в обороне на локальных играх фонарь нужен достаточно условно. Преимущество обороняющихся - в их скрытности, неизвестности занятых позиций. Атакующие же вынуждены двигаться - при этом их видно и слышно.
При этом, особенно хорошо видны движущиеся атакующие на фоне более светлого неба или светлых местных предметов - иногда даже имеет смысл размещать обороняющихся например не на гребне холма, и не на скате, обращенном к противнику, а на противоположном. Тогда атакующие покажутся на фоне неба темными силуэтами - очень удобно.
В обороне фонарь лишает владельца преимущества невидимости, плюс есть риск высветить любовно занятое укрытие товарища. Исключение может составить "кочующий" фонарь, который движется за спинами обороняющихся, и освещает опасные участки, согласно указаниям и принципу "свети сбоку/под углом".
Что же до "засветки глаз" и прочего - не сталкивался. Засветка случается тогда, когда балбес-товарищ решает подсветить себе путь, и вместо света вниз с вопросами "О, а хтоэта тут стоит, эта ты?" - направляет свет тебе в лицо. Не делайте так! Если уж подсвечивать себе при перемещениях - свет направлен только под ноги! В "боевой" же обстановке ориентироваться, перемещаться лучше без фонаря.
Кратко о фонарях.
Китайские гамнодиодники себя плохо показывают - слишком сильное рассеивание, плюс неестественный бело-голубой свет, в котором плохо видны силуэты. Светит вроде и ярко, а все равно нифига не видать.
На этом фоне ламповые фонари показывают себя лучше - пучок можно концентрировать рефлектором, в желтом свете хорошо видны освещаемые объекты. Небольшого запаса батарей вполне хватает на одну ночь игры.
Но рулят, безусловно, фирменные фонари - Surefire, Fenix и иже с ними. Мощный, концентрированный поток света. Феникс, хотя и диодный, не чета младшим китайским братьям. Яркий луч освещает местность хорошо и четко.
Интересно выглядят переносные прожекторы "мильон свечей", либо фонари с аккумуляторами от шуруповертов(иногда идут в комплекте с матерыми шуруповертами) - этакий мини-прожектор. Как и мощные фонари, такие должны работать на все подразделение, по его запросу, а не на хозяина.
Фонарь - должен использоваться с умом, наподобие группового оружия. Работать должен на всех, по целеуказанию.
Вот такой вот небольшой фонарный опыт...